О.Л.Соболева «Развитие способностей ребенка в процессе формирования понятий (на материале учебников русского языка для начальной школы)» (Тезисы к докладу)
Парадоксальность ситуации, связанной с системой развивающего обучения в современной начальной школе, состоит, на наш взгляд, в том, что эта система направлена не на развитие различных типов мышления и способностей ребенка, а лишь на формирование узко ограниченного круга умений и навыков: сравнить (сопоставить), доказать, сформулировать вывод, очень редко поставить вопрос (сформулировать проблему).
Необходимо сместить акцент с обучения нескольким определенным умственным операциям на пробуждение и развитие мыслительных способностей ребенка, лежащих в различных областях. Сверхзадачей при этом становится предупреждение инерции мышления, создание предпосылок для формирования продуктивного мышления, способности генерировать новое новые идеи и новые образы.
Решение этой задачи требует глобального изменения психологии учебного процесса, изначально подавляющего креативность, и создания мощного мотивационного стержня для творчества и квазиисследовательской деятельности. Такую возможность дает, в частности, «двуполушарный» подход к обучению параллельное и в равной степени интенсивное обращение к логосу и образу, к различным типам мышления ребенка, к резервам обоих полушарий мозга.
Реализуя этот принцип, мы выстраиваем учебный материал таким образом, что каждое изучаемое понятие помещается как бы в точку пересечения двух лучей логического и образного. В результате возникает то, что мы условно называем объемным видением, или «стереоскопическим эффектом». При этом качественно меняется процесс обучения и его результат.
Особое значение такой подход приобретает на этапе формирования понятия.
Обращение к правому полушарию достигается благодаря ассоциативно-образной интерпретации учебного материала - через вербальную и графическую метафору. Колоссальное значение при этом приобретает включенная в структуру учебника лингвистическая наглядность: она представляет собой иллюстративный ряд, ассоциативно интерпретирующий грамматическую, фонетическую и орфографическую информацию.
Логический подход реализуется не только в схемах, алгоритмах, логических формулировках, но также в осмыслении и анализе образного материала: работа с метафорическим подтекстом, выявление в ассоциативном рисунке заложенной в нем логической информации требует от ребенка интенсивной аналитической работы. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет не только к более глубокому осмыслению учебного материала, но, что, безусловно, еще важнее, к развитию способностей ребенка как в области аналитического исследования, так и в области художественного творчества.
Очень важно при этом, что ребенок учится в процессе формирования понятия выстраивать в своем сознании картинку, перебрасывающую адаптивный «мостик» от первичного восприятия вербального выражения понятия к его закреплению все в той же вербальной форме.
Эти метафорические картинки, возникающие на страницах учебника между словесными формулировками и параллельно с ними, развивают способность ребенка интерпретировать и адекватно воспринимать чужие ассоциации (автора, художника). На этой основе развивается и другая способность генерировать собственные ассоциации в связи с изучаемым понятием, самостоятельно интерпретировать это понятие.
Систематическая работа с параллельным прочитыванием рисунка и текста, раскрывающих и интерпретирующих одно и то же понятие, развивает также способность к аналогии и ее применению в процессе познавательной деятельности, способность к установлению связей и отношений между далеко лежащими друг от друга предметами и явлениями.
Немаловажную роль в процессе формирования понятия играет повторение связанной с ним информации. Основным принципом здесь должно стать отсутствие повторения формы преподнесения этой информации. Отдавая ребенку новое понятие, мы иногда «прокручиваем» одну и ту же информацию три, четыре, пять раз, но подавая ее в абсолютно новой форме и новым способом. Важно научить ребенка извлекать необходимую информацию, в какой бы нестандартной или непривычной форме она ни была заключена.
Другой стороной способности так воспринимать является способность изображать (словесно или графически) одно и то же понятие или явление (лингвистическое или экстралингвистическое) по-разному, находя для этого каждый раз новый образ, новый план выражения, пользуясь для этого и логическими, и ассоциативными основаниями.
Чтобы продемонстрировать такой подход к формированию понятия, необходим анализ конкретного материала, и с этой целью слушателям во время доклада будут предоставлены учебники и наглядные пособия.
к началу страницы
|