 |
Отзыв биолога
Здравствуйте, дорогая Ольга Леонидовна!
Вместо отзыва и рецензии на Ваш учебник русского языка
для I-го класса я решила написать письмо. Так проще
объяснить то, что я хочу Вам сказать.
По образованию я нейрофизиолог, бывший сотрудник
кафедры физиологии ВНД ЛГУ. Около 20 лет занималась вопросами парной функции
больших полушарий головного мозга. Точнее, функциональной межполушарной
асимметрией. Сначала пришлось разрабатывать модельные эксперименты на животных,
затем работать с людьми. И в этой связи, с начала 90х годов я работаю в
гимназии №293 Санкт-Петербурга. Основная проблема, которую приходится решать в
школе, - это индивидуальный подбор для учащихся адекватных способов обучения с
целью их адаптации к повышенным требованиям гимназии. Даже и без повышения
требований переход ребенка от дошкольной жизни к школе - всегда стресс в той
или иной степени. Но этот стресс многократно усиливается в случаях не адекватных
для данного мозга подходов к обучению. В частности, я имею в виду
левополушарное "третирование" (Н.Н.Трауготт) правополушарных детей.
По моим наблюдениям, таких "левшей" по доминирующему
полушарию (точнее по преобладанию успешности переработки слухо-речевой или
зрительно-пространственной информации), по признаку ведущего глаза, уха или (и)
руки - встречается всё больше среди первоклассников. Это м.б. связано с
адаптивной ролью правого полушария (а в этом году пришли в школу рожденные в
90/91 г.г. - достаточно психологически трудные годы для родителей); с
индивидуальной вариативностью сроков созревания левополушарных функций и
неготовностью (особенно часто у мальчиков в 7 лет) к осуществлению стандартных
школьных произвольных работ; наконец, с семейным левшеством, о котором, кстати,
родители вспоминают лишь во время консультации по поводу неуспеваемости ребенка.
Но обычно левшей в каждом классе бывает немного. (Я
говорю "левшей" условно. Это дети с ведущей ролью правого полушария по тестам
"Лурия-90" Э.Г.Симерницкой.)
А в этом учебном году таким оказался целый класс.
Причем, сформировался он стихийно. Родители, не анализируя причины и не зная о
ведущем правом полушарии, отмечали непроизвольность обучения своих детей, их
повышенную эмоциональность, моторную расторможенность... И искали "доброго,
мягкого педагога, который поймёт моего сложного сына (дочь)" (это почти
дословная выдержка из беседы с родителями).
Вот и получился 1А, где у 90% детей выражены признаки
левшества (только в 5 случаях ведущими явл. правый глаз и правое ухо; в
остальных - левые! ) Все дети склонны к творчеству, все нестандартны. Я
не говорю о дисциплине. Но почерки! Но темп чтения вслух! Но заучивание наизусть!..
И первое полугодие оказалось необыкновенно тяжелым даже для такого опытного
педагога, как Тамара Сергеевна Кравцова. Она всегда чутко присматривается к
индивидуальным особенностям детей, выпустила не одно "поколение" из нач. школы,
но эти детки привели её в некоторое замешательство. Надо сказать, что в нашей
гимназии учителя начальной школы периодически посещают курсы лекций
нейрофизиологии и обновляют свои знания, в частности, и по проблеме левшества в
школе. Так что нам всё стало понятно после обследования продольной латеральности
детей. (Кстати, математику они изучают по учебнику Петерсона и с ней проблем
было меньше, чем с русским языком.)
И здесь ей (учителю) попался (на курсах повышения
квалификации) Ваш учебник. Мы вместе его посмотрели и пришли к выводу, что попробовать
можно.
Извините, Ольга Леонидовна, за затянувшееся
вступление. Но иначе я не могла перейти к его (учебника) оценке.
Спасибо Вам большое! Я не видела других учебников для
левшей (простите мне этот жаргон). Может быть, они и есть. Но с Вашей книгой
начались просто чудеса. Если раньше любимыми были физкультура, рисование,
"окруж. мир", математика (иногда), то теперь и русский язык. Герои учебника в
виде больших игрушек (помогли родители) украшают класс и "работают" на уроках.
Самое главное, что детям стало интересно! А с интересом, согласитесь, только и
можно обучать левшей. Впрочем, и для остальных детей (и это несомненное достоинство
книги) урок русского языка превратился просто в интересную игру. А играть ведь
любят все семилетки!
Обращает на себя внимание красочность оформления
учебника. Цветные иллюстрации позволяют переключать внимание на
зрительно-эмоциональное восприятие, разгружают вербально насыщенные уроки.
Правила, законы, упражнения выполняются словно шутя, непроизвольно. Совершается
давно желаемый переход к ненасильственному овладению знаниями.
Вместе с тем, учебник насыщен программным материалом и
по сути, по содержанию, программа отнюдь не упрощается . Преподавание меняется
лишь по форме, а это, в данном случае, оказалось решающим.
Я не хочу делать далеко идущих выводов. Дети и учитель
только начали свой путь. Но то, что уже не слышно от родителей: "Всё бы хорошо,
но вот русский..." - уже радует. Тем более интересно отметить, что параллельно
1А есть у нас и 1Б, где (стихийно, случайно) дети противоположных
нейропсихологических х-к, и учатся по другому учебнику. Вот поле для
эксперимента!
Все это я давно собиралась Вам написать. А недавно
прочла "Методич. указания" к учебнику - и решила прореагировать письмом, а не отзывом
(там на первых же страницах то, что я хотела сказать: вот, наконец, достойная
книга для детей, включая и растущее племя правополушарных ребятишек).
Извините за излишнюю эмоциональность и невольный
сумбур. Очень бы хотелось пригласить Вас в нашу школу.
С благодарностью и уважением,
Виктория
Александровна Шрамм,
педагог-психолог
гимн. №293
канд.
биол. наук.
10.04.98.
|