|
О.Л.Соболева «Мы смотрим в окно»
(Опубликовано в газете "Школьный психолог" №45, 2000 г.)
Ничто так не зависит от психологии учебника, как
успехи ребенка в развитии речи. Мы исходим из того, что изначально у каждого
ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его
психоэмоциональной сферой, и что наша задача — научить ребенка пользоваться
своими почти безграничными возможностями в этой области, сделать все, чтобы
предупредить формирование речевых комплексов как едва ли не самых стойких и
труднопреодолимых впоследствии.
Семантика заданий по развитию речи, их психологический
подтекст еще в большей мере по сравнению с другими заданиями должны нести в
себе уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие.
Пожалуй, это так же важно, как в материале, имеющем отношение к развитию
орфографической интуиции.
Сочинение как любой акт творчества — это прежде всего
способ самовыражения, а не материал для контроля со стороны взрослых. Функция
контроля должна быть как можно незаметнее для ребенка. Поэтому в учебниках
формируется необходимая мотивационная установка на любое задание по развитию
речи: "я пишу (говорю), чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства, свой
внутренний мир — выразить себя (а не для того чтобы учитель имел
возможность проконтролировать, проверить, как я научился связно
писать и говорить).
Система заданий строится на основе развития
творческого воображения и фантазии, на стимуляции способности
ребенка к созданию новых образов, новых, воображаемых, персонажей и ситуаций,
новых сюжетов. Важнейшая задача, которая при этом решается, — исключить
банальность, тривиальность в ходе мысли и в создаваемых текстах.
Нестереотипность мышления, нестандартность решений в процессе раскрытия темы,
выражение индивидуальности ребенка в выборе языковых средств — все это реально
и достижимо.
Одна из центральных линий в развитии речи связана с
обучением приемам описания. Мы учим детей в процессе описания (предмета,
человека, пейзажа) обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть
связи, которые не лежат на поверхности (как между одуванчиками и планетами на
обложке одного из наших учебников). На основе этих связей рождаются сравнения
— один из самых экспрессивных элементов описания. Ребенок учится сравнивать
и находить оптимальные языковые средства для выражения сравнения. Чем сравнение
неожиданнее, тем оно интереснее. Мы как бы играем в игру "что на что похоже?".
Это работает на развитие ассоциативного мышления, активизирует работу правого
полушария.
Двуполушарность как принцип обучения, как подход к
отбору и построению материала сохраняется. Важно сформировать у ребенка логичную
и одновременно образную речь, научить его и в устной и в письменной
речи двум вещам, на первый взгляд, не всегда совместимым: умению
последовательно "вести" свою мысль, свою идею через пространство текста,
правильно и четко его структурируя, с одной стороны, и умению сделать текст
образным, метафоричным, эмоциональным, энергетичным — с другой.
Интересное наблюдение: когда мы учим ребенка писать по
плану, то выигрываем во всем, что касается четкости и структурированности, но
при этом теряем выражение индивидуальности — все сочинения чем-то похожи. Они хорошие,
правильные, но у них слишком много общего! Ведь план — это что-то вроде
коридора: мы дали ребенку направление, показали, куда ему идти, и тем самым
воздвигли стены (читай "рамки"). Выстроенный нами коридор может быть
широк, и еще шире, стены могут быть далеко, так далеко, что их даже не видно,
но все равно они есть, и мысль бьется об эти невидимые стены. Все это сразу
ощущается, когда читаешь сочинение, — даже если план составлен при участии
самого ребенка.
Зато когда есть только тема, да еще необычная,
интересно сформулированная, плюс какая-то дополнительная мотивация, толчок,
и больше ничего, никакого плана, никакого совместного проговаривания сюжета или
элементов описания, — тогда мысль ребенка вращается вокруг темы абсолютно
свободно, а его фантазия действительно безгранична, потому что мы не
определили ее границ планом или чем-то его заменяющим. И все сочинения совершенно
разные: сколько в классе детей, столько и вариантов сюжета, столько и идей
по поводу того, как выполнить задание. А толчок, о котором мы говорим, может
существовать в виде картинки, нарисованной так, как это умеет Лариса Вольницкая,
в виде косвенного побуждения (через придуманную ситуацию, например), в виде
условий игры и т. д.
Так что необходимы сочинения по плану и сочинения без
плана, сочинения по наброскам (в том числе по чужим наброскам), по
началу без конца и по концу без начала, сочинения с соавтором, по картинкам и
без картинок, от первого лица и от третьего и очень много других вариантов,
реализующих одно из важнейших свойств системы работы по развитию речи — разнообразие.
Это свойство непосредственно связанно еще с одним — с альтернативностью,
а через нее — с вариативностью. В самом материале заложена возможность
выбора, который должен осуществлять учитель, и возможность выбора для ученика.
Задания различаются — по уровню сложности, по основному каналу восприятия, к
которому мы апеллируем, по лексической тематике, по композиции самого задания,
по особенностям психологического подтекста.
Особую роль в развитии речи и одновременно в развитии
психической сферы ребенка играют задания, связанные с перевоплощением, — когда
ребенок пишет от первого лица, но представляя себя кем-то или чем-то другим:
"Вообрази, что ты снеговик. Тебя слепили дети, ты
стоишь во дворе, а рядом каток.
Вообрази, что ты — это трамвай, который мечтает
заехать в парк и покататься на карусели.
Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай
от первого лица, говори "я", а не "он", не "снеговик" и не "трамвай" ".
Когда встала проблема перевода учебного комплекса на
программу 1-4, в новом учебнике первого класса (сорок часов после букваря) мы
решили дать что-то вроде пропедевтического курса по развитию речи. Этот учебник
лежит сейчас у меня на столе в виде оригинал-макета, и я очень надеюсь, что
через два-три месяца он окажется и у вас. В нем мы обучаем детей технике работы
по созданию предложений и маленьких текстов, и, кроме собственно
лингвистических приемов, пытаемся научить их и приемам психологическим: как
включиться в воображаемую ситуацию, как "войти" в картинку (через нарисованную
дверцу и через невидимую), как, "работая" с картинкой, правильно распределить
свое внимание, как научиться направлять луч внимания на рисунок, на фрагмент
текста, на нужное слово, даже на голос, как смотреть в окно, когда описываешь
пейзаж, как собираться и расслабляться одновременно, как настроиться на
создание нового текста, как включать эмоциональную сферу, когда пишешь и когда
говоришь, — как максимально реализовать в речи (устной и письменной)
собственный словарный запас, собственное воображение, реализовать себя.
Совершенно исключительную роль во всем этом играют
необычные иллюстрации художника: они действительно предупреждают возникновение
психологического напряжения, вызывают к жизни самые светлые и положительные
эмоции и при этом дают очень мощный толчок детской фантазии, цепочкам
ассоциаций и образов.
О заданиях по развитию речи рассказывать в газете
труднее, чем об орфографических правилах. Эти задания слишком разные и очень
часто с пролонгированием, так что выбрать пример довольно сложно. Тем не менее
один фрагмент я сейчас приведу. Он из нового учебника, и его в целом мире почти
никто еще не видел.
"Чтобы удержать луч чужого внимания, нужны интересные
события, необычные слова, неожиданные сравнения. Сравнивать можно
научиться!
Если бы у меня спросили, что на что похоже, я
бы ответил так: всё похоже на всё!
Просто иногда сходство легко заметить, а иногда
нелегко. Вот и все. Давай играть!
Чем они похожи?
Попробуй объяснить!
(Шрифтовые выделения в учебнике — цветные. Примеч.
авт.)
А вот еще несколько рисунков по той
же теме, но из других фрагментов.
Как всегда, мне очень хочется, чтобы вы увидели
рисунки цветными, так что я снова приглашаю всех на наш сайт www.metodika.ru и, кроме того, надеюсь на личную
встречу со многими читателями "Школьного психолога", потому что в Москве каждый
месяц проходят авторские семинары по адаптивной методике, о которой я и
попыталась немножко рассказать на страницах моей любимой газеты.
В последнее время приходит все больше писем — от
учителей, от ребят и просто от мам. Мы очень рады, что у них все получается.
Чем больше писем, чем больше вопросов, тем лучше, так что пишите и вы: olgas@pbox.ttn.ru Мы всем обязательно ответим!
к началу страницы
|
|