1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
ДВУПОЛУШАРНЫЕ УЧЕБНИКИ
Что такое адаптивная методика
Фрагменты учебников
«Волшебные черновички»
Взгляд извне
Мы пишем в газеты и журналы
О.Л.Соболева
«Ты не успеешь устать!»
О.Л.Соболева
«О любви... к орфографическим правилам»
О.Л.Соболева
«Ассоциативный алгоритм»
О.Л.Соболева
«Зеленый свет»
О.Л.Соболева
«Мы смотрим в окно»
О.Л.Соболева
«Учиться легко, как летать во сне»
О. Л. Соболева
Развитие «двуполушарного» подхода к обучению
О.Л.Соболева
«Развитие способностей ребенка в процессе формирования понятий (на материале учебников русского языка для начальной школы)»
У нас берут интервью
Это стоит прочитать!
Авторская программа курса
Тематическое планирование
Семинары
На орбите учебников
Учим русскому
в других странах мира
Спасибо от МЕТОДИКА.РУ




О.Л.Соболева
«Мы смотрим в окно»

(Опубликовано в газете "Школьный психолог" №45, 2000 г.)

Ничто так не зависит от психологии учебника, как успехи ребенка в развитии речи. Мы исходим из того, что изначально у каждого ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и что наша задача — научить ребенка пользоваться своими почти безграничными возможностями в этой области, сделать все, чтобы предупредить формирование речевых комплексов как едва ли не самых стойких и труднопреодолимых впоследствии.

Семантика заданий по развитию речи, их психологический подтекст еще в большей мере по сравнению с другими заданиями должны нести в себе уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Пожалуй, это так же важно, как в материале, имеющем отношение к развитию орфографической интуиции.

Сочинение как любой акт творчества — это прежде всего способ самовыражения, а не материал для контроля со стороны взрослых. Функция контроля должна быть как можно незаметнее для ребенка. Поэтому в учебниках формируется необходимая мотивационная установка на любое задание по развитию речи: "я пишу (говорю), чтобы выразить свои мысли, переживания, чувства, свой внутренний мир — выразить себя (а не для того чтобы учитель имел возможность проконтролировать, проверить, как я научился связно писать и говорить).

Система заданий строится на основе развития творческого воображения и фантазии, на стимуляции способности ребенка к созданию новых образов, новых, воображаемых, персонажей и ситуаций, новых сюжетов. Важнейшая задача, которая при этом решается, — исключить банальность, тривиальность в ходе мысли и в создаваемых текстах.  Нестереотипность мышления, нестандартность решений в процессе раскрытия темы, выражение индивидуальности ребенка в выборе языковых средств — все это реально и достижимо. 

Одна из центральных линий в развитии речи связана с обучением приемам описания. Мы учим детей в процессе описания (предмета, человека, пейзажа) обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности (как между одуванчиками и планетами на обложке одного из наших учебников). На основе этих связей рождаются сравнения — один из самых экспрессивных элементов описания. Ребенок учится сравнивать и находить оптимальные языковые средства для выражения сравнения. Чем сравнение неожиданнее, тем оно интереснее. Мы как бы играем в игру "что на что похоже?". Это работает на развитие ассоциативного мышления, активизирует работу правого полушария.

Двуполушарность как принцип обучения, как подход к отбору и построению материала сохраняется. Важно сформировать у ребенка логичную и одновременно образную речь, научить его и в устной и в письменной речи двум вещам, на первый взгляд, не всегда совместимым: умению последовательно "вести" свою мысль, свою идею через пространство текста,  правильно и четко его структурируя, с одной стороны, и умению  сделать текст образным, метафоричным, эмоциональным, энергетичным — с другой.

Интересное наблюдение: когда мы учим ребенка писать по плану, то выигрываем во всем, что касается четкости и структурированности, но при этом теряем выражение индивидуальности — все сочинения чем-то похожи. Они хорошие, правильные, но у них слишком много общего! Ведь план — это что-то вроде коридора: мы дали ребенку направление, показали, куда ему идти, и тем самым воздвигли стены (читай "рамки"). Выстроенный нами коридор может быть широк, и еще шире, стены могут быть далеко, так далеко, что их даже  не видно, но все равно они есть, и мысль бьется об эти невидимые стены. Все это сразу ощущается, когда читаешь сочинение, — даже если план составлен при участии самого ребенка.

Зато когда есть только тема, да еще необычная, интересно сформулированная,  плюс какая-то дополнительная мотивация, толчок, и больше ничего, никакого плана, никакого совместного проговаривания сюжета или элементов описания, — тогда мысль ребенка вращается вокруг темы абсолютно свободно, а его фантазия действительно безгранична, потому что мы не определили ее границ планом или чем-то его заменяющим. И все сочинения совершенно разные: сколько в классе детей, столько и вариантов сюжета, столько и идей по поводу того, как выполнить задание. А толчок, о котором мы говорим, может существовать в виде картинки, нарисованной так, как это умеет Лариса Вольницкая, в виде косвенного побуждения (через придуманную ситуацию, например), в виде условий игры и т. д.

Так что необходимы сочинения по плану и сочинения без плана, сочинения по наброскам (в том числе по чужим наброскам), по началу без конца и по концу без начала,  сочинения с соавтором, по картинкам и без картинок, от первого лица и от третьего и очень много других вариантов, реализующих одно из важнейших свойств системы работы по развитию речи — разнообразие.

Это свойство непосредственно связанно еще с одним — с альтернативностью, а через нее  — с вариативностью. В самом материале заложена возможность выбора, который должен осуществлять учитель, и возможность выбора для ученика. Задания различаются — по уровню сложности, по основному каналу восприятия, к которому мы апеллируем, по лексической тематике, по композиции самого задания, по особенностям психологического подтекста.    

Особую роль в развитии речи и одновременно в развитии психической сферы ребенка играют задания, связанные с перевоплощением, — когда ребенок пишет от первого лица, но представляя себя кем-то или чем-то другим:

"Вообрази, что ты снеговик. Тебя слепили дети, ты стоишь во дворе, а рядом каток.

Вообрази, что ты — это трамвай, который мечтает заехать в парк и покататься на карусели.

Расскажи обо всем, что может с тобой случиться. Рассказывай от первого лица, говори "я", а не "он", не "снеговик" и не "трамвай" ".

Когда встала проблема перевода учебного комплекса на программу 1-4, в новом учебнике первого класса (сорок часов после букваря) мы решили дать что-то вроде пропедевтического курса по развитию речи. Этот учебник лежит сейчас  у меня на столе в виде оригинал-макета, и я очень надеюсь, что через два-три месяца он окажется и у вас. В нем мы обучаем детей технике работы по созданию предложений и маленьких текстов, и, кроме собственно лингвистических приемов, пытаемся научить их и приемам психологическим: как включиться в воображаемую ситуацию, как "войти" в картинку (через нарисованную дверцу и через невидимую), как, "работая" с картинкой,  правильно распределить свое внимание, как научиться направлять луч внимания на рисунок, на фрагмент текста, на нужное слово, даже на голос, как смотреть в окно, когда описываешь пейзаж, как собираться и расслабляться одновременно, как настроиться на создание нового текста, как включать эмоциональную сферу, когда пишешь и когда говоришь, — как максимально реализовать в речи (устной и письменной) собственный словарный запас, собственное воображение, реализовать себя.

Совершенно исключительную роль во всем этом играют необычные иллюстрации художника: они действительно предупреждают возникновение психологического напряжения, вызывают к жизни самые светлые и положительные эмоции и при этом дают очень мощный толчок детской фантазии, цепочкам ассоциаций и образов.

О заданиях по развитию речи рассказывать в газете труднее, чем об орфографических правилах. Эти задания слишком разные и очень часто с пролонгированием, так что выбрать пример довольно сложно. Тем не менее один фрагмент я сейчас приведу. Он из нового учебника, и его в целом мире почти никто еще не видел.

"Чтобы удержать луч чужого внимания, нужны интересные события, необычные слова, неожиданные сравнения. Сравнивать можно научиться!   

Если бы у меня спросили, что на что похоже, я бы ответил так: всё похоже на всё!

Просто иногда сходство легко заметить, а иногда нелегко. Вот и все. Давай играть!

Чем они похожи?
Попробуй объяснить!

(Шрифтовые выделения в учебнике — цветные. Примеч. авт.)


А вот еще несколько рисунков по той же теме, но из других фрагментов.

Как всегда, мне очень хочется, чтобы вы увидели рисунки цветными, так что я снова приглашаю всех на наш сайт www.metodika.ru и, кроме того, надеюсь на личную встречу со многими читателями "Школьного психолога", потому что в Москве каждый месяц проходят авторские семинары по адаптивной методике, о которой я и попыталась немножко рассказать на страницах моей любимой газеты. 

В последнее время приходит все больше писем — от учителей, от ребят и просто от мам. Мы очень рады, что у них все получается. Чем больше писем, чем больше вопросов, тем лучше, так что пишите и вы: olgas@pbox.ttn.ru Мы всем обязательно ответим!


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay