1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
ЭКСПЕРИМЕНТ
Полученные результаты апробации
Диагностика
О.Л.Соболева
«Психодиагностика по учебнику»
День сегодняшний
Наша география
Последние результаты - заключения ИПКРО




О.Л.Соболева
«Психодиагностика по учебнику»

(Опубликовано в "Психологической газете", №4/43, апрель, 1999)

Наш гость из Таганрога - Ольга Леонидовна СОБОЛЕВА, автор экспериментального учебного комплекса, представляет оригинальный "двуполушарный" подход в обучении младших школьников русскому языку.

Поскольку обучение - процесс двусторонний, то его результат напрямую зависит от того, насколько учитель знает интеллектуальные и психологические особенности ребенка. Помогать ему в психологической диагностике должны не только психологические тесты, но и те книги, которые являются главным инструментом в процессе обучения, то есть школьные учебники. Однако форма представления информации в учебниках, как правило, настолько однородна (читай: однообразна, одноаспектна, "однополушарна"), что анализировать по ним различия в восприятии детей очень трудно.

Среди многочисленных психологических характеристик ребенка есть такая, без знания которой обучать его вообще невозможно: это преобладание левого или правого полушария мозга в процессе усвоения и запоминания учебной информации. В такой диагностике могут помочь "двуполушарные" учебники.

Сложилась по-настоящему парадоксальная ситуация. В самом деле, все вокруг знают, что у человека два полушария мозга, а обучение в школьной системе по основным предметам построено так, как будто одного из них можно не замечать. Врачи советуют без крайней необходимости не удалять ребенку гланды, потому что, если природа для чего-то дала их человеку, значит, они нужны. А целое полушарие мозга в самые важные для формирования человеческой личности годы по существу рассматривается как факультативное, и громадная система учебников и методических разработок реализует "однополушарный" подход в обучении.

Существует мнение, что разные полушария мозга нужно развивать на уроках по разным преметам. Предполагается, что левое полушарие нужно развивать на уроках математики, физики, биологии, лингвистических дисциплин и так далее, а правое - на уроках МХК, литературы, рисования, музыки, этики и эстетики. Сторонники "двуполушарного" подхода, заботясь о правом полушарии, добиваются усиления гуманитарного цикла в школьной программе. Но ведь можно учить гораздо эффективнее, если апеллировать параллельно, на равных, к обоим полушариям мозга при изучении каждой дисциплины, на каждом уроке, объясняя любую тему, раскрывая любое новое понятие. Поэтому мы и попытались создать "двуполушарные" учебники и выстроить весь материал таким образом, чтобы каждая тема и каждое понятие попали как бы в точку пересечения двух лучей - логического и образно-ассоциативного. В результате должно возникнуть и, похоже, возникает то, что мы назвали условно "объемным видением", или "стереоскопическим эффектом". Русский язык как предмет дал прекрасный материал для реализации принципа двуполушарного подхода, поскольку две основные единицы языка - слово и предложение - "двуполушарны" по самой своей природе: они сочетают в себе логос и образ. Думаю, что математические символы или понятия естественных дисциплин тоже можно рассматривать в таком ключе. Искусственное разделение логического и образного в процессе обучения ведет к методическому тупику. Но вернемся к диагностике.

Поскольку в каждом параграфе одни блоки материала апеллируют к левому полушарию, а другие - к правому, то очень быстро становится понятно, как ребенку легче изучать материал, на что он больше опирается: на схемы, алгоритмы, логические формулировки или на метафорическое представление материала (на картинку-метафору и вербальную метафору). Благодаря этому, у учителя появляется возможность помочь и правополушарным, и левополушарным детям не только адаптироваться в учебном процессе, но и увидеть мир "вторым" полушарием мозга. По этим учебникам можно заниматься и диагностикой другого рода - связанной с психологическими особенностями овладения грамотным письмом. Эксперименты, которые я проводила в течение двадцати лет с учениками и студентами, убедили меня в том, что орфографическая интуиция отнюдь не является достоянием немногих счастливцев, что, напротив, это распространенная способность человеческой психики, причем способность вполне развиваемая.

О природе орфографической интуиции нужен отдельный разговор. Есть надежда, что он состоится. Но совершенно необходимо, чтобы об этой природе рассказывалось не только в газетных и журнальных статьях, чтобы орфографической интуицией занимались не только репетиторы. Очень важно, чтобы каждый ребенок получил возможность, во-первых, осознать сам факт обладания этой удивительной способностью, а во-вторых, развивать ее у себя. Поэтому само понятие орфографической интуиции (или орфографического чутья) и связанные с ним упражнения и приемы работы должны попасть на страницы школьных учебников - пусть пока в качестве эксперимента. Ребенок очень рано должен узнать три альтернативных пути в овладении грамотностью, три способа писать без ошибок. Это знание правил и умение их применять, это его удивительная, необыкновенная память, которой нужно уметь пользоваться, и его орфографическое чутье. Нужно позволить ребенку найти тот путь, который быстрее, легче и с бо2льшим удовольствием от учения приведет его к цели. Это вовсе не значит, что два других пути следует отбросить как ненужные. Важно, чтобы ребенок умел пользоваться всеми способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей, но при этом научился бы понимать себя и использовать это понимание для преодоления трудностей в обучении. В учебниках есть специальные задания, которые помогают и учителю, и самому ребенку в такой диагностике. Так, если в упражнении много "ловушек" (пропуски букв в местах орфограмм), то после текста может идти задание: "Обведи в кружок все слова, в которых тебе помогали правила. Отметь птичкой слова, в которых тебя выручила твоя замечательная память. А в каких словах ОРЧик приходил?" (ОРЧик - это забавное зеленое существо с длинным носом, которое живет на страницах учебников и олицетворяет собой орфографическое чутье.) Идет самоанализ, самодиагностика.

В учебнике второго класса проводится настоящий диагностический эксперимент: детям предлагается написать под диктовку два текста, то опираясь исключительно на правила, то полностью доверившись своему орфографическому чутью. Важная роль в эксперименте отведена рисункам, которые создают необходимую психологическую установку перед началом диктанта. Приводим здесь эти рисунки в черно-белом исполнении, но это, конечно, совершенно искажает их психологический и методический смысл. Так что ищите их цветными в учебниках или на страничке Интернета по нашей ссылке в конце статьи. Формулировки заданий передают суть эксперимента.

Перед первым диктантом:

"Попроси кого-нибудь продиктовать тебе текст. Соберись. Сосредоточься. Будь предельно внимателен. Думай над каждой буквой. Вспоминай правила и успевай их применять."


Перед вторым диктантом:

"ОРЧик пришел! Расслабься. Попробуй одновременно писать и вспоминать последний хороший фильм, который ты видел. Только непременно хороший!"


Во втором задании ключевое слово - "расслабься". Мы собирались и его тоже выделить в учебнике жирным шрифтом, но, увидев его таким на экране компьютера, тут же передумали: как расслабишься, глядя на черные, резкие буквы в тексте? Здесь важна каждая мелочь, а точнее, просто нет мелочей.

После диктантов ребенку, тоже прямо в учебнике, предлагаются три вопроса:

"Какой из двух текстов писать было легче?"

"В каком из них ты сделал меньше ошибок?"

"Как ты это сам себе объяснишь?"

Когда самодиагностика становится для восьмилетнего человека нормой учебной деятельности, то меняется не только результат, но и сам процесс обучения, идет непроизвольная коррекция мотивации учения, "снимаются" многие комплексы, в том числе так называемый комплекс сложности учебной задачи. Кстати, характер задания ко второму диктанту в процессе эксперимента не становится для ребенка неожиданностью: он все время погружен в пространство текста, для которого подобные формулировки естественны и привычны. Так, на предыдущей "Страничке ОРЧа" тоже состоялся диктант, а перед ним ребенок прочитал такое "задание": "Сядь так, чтобы твоя спина не была напряжена, и вспомни о чем-нибудь хорошем. Пусть кто-нибудь тебе подиктует, рука пусть пишет, а мысли твои пусть будут далеко-далеко... И об ОРЧике не думай, он сам придет. Посмотри минутку на рисунок..."

Психологическая реакция ребенка на подобные формулировки и результаты диктантов являются достаточно серьезным материалом для диагностики, которую может провести учитель или школьный психолог. Интенсивность развития орфографической интуиции помогает дополнительно отследить и соотношение "правое полушарие/левое полушарие". Дети с преобладанием образно-художественного видения легче устанавливают контакт с ОРЧиком, получая скорый и легкий доступ к пластам информации, лежащим на уровне подсознания. Можно говорить и о некоторой корреляции между развитием орфографической интуиции и такими качествами мышления, как отсутствие инерционности, альтернативность, способность к самостоятельной генерации идей и образов. Так что аспект диагностики может быть расширен.

Характер реакции на диктовку во время подобных экспериментов может определить не только особенности мышления, но даже характер воспитания в семье. Как правило, у детей, растущих в семьях с авторитарным воспитанием и привыкших к жестким формам контроля, между сознанием и подсознанием - "каменная стена", и превратить ее в мягкий, податливый материал - выполнимая, но сложная задача. Развитие орфографической интуиции у таких детей идет медленнее. К ним нужен особый подход в обучении. "Диагностика по учебнику" может носить как специальный характер, то есть быть заранее продуманной, спланированной и разработанной, так и стихийный: даже не ставя перед собой диагностических задач, учитель, работая с материалом, обращенным к различным типам мышления ребенка, непроизвольно отслеживает и фиксирует в процессе урока психологические особенности своих учеников. Если создавать учебники с учетом объективных психологических законов восприятия информации, то возможности психологической диагностики и самодиагностики возникнут в таких учебниках как естественный результат заложенного в них психологического основания.

Такая диагностика - конечно же, не единственное и не главное из того, что "умеют" двуполушарные учебники. Мы ставили перед собой и другие психологические задачи: расширить мыслительное пространство ребенка; не допустить формирования инерции мышления; открыть эмоциональные каналы восприятия; снизив категоричную побудительность и давление императива, реализовать принцип добровольности учебного действия; создать условия для максимальной активизации непроизвольного внимания; развить альтернативное мышление; обучить принципам запоминания любой информации по ассоциативной методике; сформировать у ребенка навыки установления логических, ассоциативных и эмоциональных связей между далеко лежащими друг от друга предметами и явлениями; сделать генерирование собственных ассоциаций, образов, идей и решений нормой учебной деятельности, а не исключением - гармонизировать работу обоих полушарий мозга.

Развивающее обучение не должно сводиться, как это чаще всего бывает, к обучению определенной сумме логических операций: сравнить, аргументировать, сделать обобщение, сформулировать вывод. Сводя все только к этому, невозможно "раскачать" мозг ребенка в самом лучшем смысле этого слова, убрать "рамки" или не дать им возникнуть, сделать мышление ребенка свободным и открытым для творчества, а это и есть сверхзадача. Ради нее стоит потрудиться. О том, какие конкретные приемы и средства использованы в учебниках для решения психологических задач, почему так важно "видеть" правополушарных и левополушарных детей, как работать с ними на конкретном уроке по конкретной теме, как способствовать гармонизации мозга ребенка, опираясь на "двуполушарный" подход в учебнике, мы тоже надеемся вам рассказать.

Фрагменты учебников с цветными иллюстрациями можно найти на интернет-страничке "Психологической газеты":

http://www.imaton.spb.su


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay