1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
НОУ-ХАУ
Новая наглядность
Как обучать письму
Как запоминать
Метод аналогии
Приключения мысли
В.В.Агафонов
«Музыка стиха»
"Стенд-кабинет"




В.В.Агафонов
«Музыка стиха»

 

Наука подобна морю: я больше всего ценю в ней возможность видеть другие миры. Я придумываю рискованные эксперименты и не отступаю, потому что в конце концов приходит минута, когда  мир раздваивается,  соприкасаясь со сказкой. Завтра эта сказка исчезнет, будут выведены точные формулы  и найдены исчерпывающие объяснения. Но сегодня я вижу сказку, и сердце замирает от волнения.

Валентина Журавлева "Мы пойдем мимо – и дальше"


 

Как много сказано поэтами и литературными критиками о "музыке стиха"! А что если это не только метафора? Что если в стихах действительно зашифрована мелодия? Что если поэты вкладывают ее в свои стихи неосознанно? Вам не хотелось бы, услышать мелодии, которые, быть может, звучали в душе Пушкина или Блока, выливаясь затем в прекрасные стихи? А потом эти мелодии десятилетиями скрывались в печатных строчках, дожидаясь момента, когда ваш слух коснется их, а они коснутся вашего слуха... Давайте же откроем их для себя! А для этого воспользуемся простой аналогией.

Попробуем рассуждать следующим образом.

В мелодии ноты разной высоты сменяют друг друга, следуя законам музыкальной гармонии. Музыкальные фразы в песне повторяются, чередуются, так и хочется сказать "рифмуются" - как строки в стихотворении. А строки в стихотворении в свою очередь - аналоги музыкальных фраз (речь идет, разумеется, о рифмованном, а не о белом стихе). Предположим, собственная мелодия стихотворения существует. Что может служить ее носителем? Конечно, гласные звуки! Не надо обладать особым музыкальным слухом, чтобы сказать, что "о" звучит ниже, чем, например, "и", произнесенное тем же голосом. А как с остальными гласными? Тут различие уже не столь ощутимо.

Не стоит искать точное соответствие между частотными формантами звуков речи и частотами музыкальных звуков. Можно говорить лишь о некоторой приближенной аналогии. Но если внимательно проследить распределение частот второй форманты основных гласных звуков русского языка, то можно расставить эти звуки как на нотоносце - от самого низкого к самому высокому. Воспользуемся для этого графиками спектров для основных звуков русского языка (см. [1]).

Лингвисты выделяют в русском языке пять основных звуков: [а], [э], [у], [о], [ы]. Расположим их в порядке возрастания частоты второй форманты: [у], [о], [а], [э], [ы] (далее для удобства записи откажемся от транскрипционных скобок). Попробуем подыскать аналогию этим звукам не в обычной октаве с семью основными звуками, а в музыкальном ладе, называемом пентатоникой, в котором пять основных звуков. Согласно определению пентатоники (см. [2]), это следующие пять нот: до, ре, ми, соль, ля.

Продолжая аналогию, в качестве нот второй октавы воспользуемся так называемыми "диезными" звуками (звуками с повышенной тональностью [3] – к музыкальным диезам они прямого отношения не имеют), которые на письме передаются буквами ю, ё, я, е, и, когда они стоят после согласных (как в словах тюль, пёс, пять и так далее).

Получается следующая таблица:

 

до

ре

ми

соль

ля

до2

ре2

ми2

соль2

ля2

у

о

а

э

ы

ю

ё

я

е

и

 

Теперь остается только взять томик Пушкина и открыть наугад какое-нибудь стихотворение. Им оказалась "Песнь о вещем Олеге". Почему именно Пушкин? Во-первых, на слово "поэт" четверо из пяти назовут ассоциацию "Пушкин". А во-вторых, мне не хотелось сразу же начинать анализировать, где буква "о" передает звук [о], где - звук [а], а где вообще что-то среднее... Тем более, что иногда это зависит от вариантов произношения. Во времена Пушкина написание было, вероятно, немного ближе к произношению, поэтому, чтобы упростить задачу, попробуем подставить ноты прямо вместо соответствующих букв, а не звуков. (Уважаемые лингвисты, пожалуйста, не убивайте меня за это!)

Теперь можно проиграть полученные ноты на каком-либо инструменте, а лучше на компьютере, в каком-либо музыкальном редакторе, где можно выбрать и наиболее подходящий инструмент для каждого мелодии.

Что получилось, вы сможете оценить, если прослушаете первый музыкальный отрывок (oleg1_1.mid, mus1.gif). Мелодия непривычная и в то же время завораживающая. Сопоставив собственное впечатление с впечатлением других слушателей, я обнаружил, что все слышат в этих звуках что-то мощное, чуть диковатое, огромное, былинное. В качестве инструмента я выбрал для этого отрывка орган.

А как обстоит дело с более современными поэтами? И вот звучит печальная, лирическая "собственная мелодия" стихотворения Пастернака "Давай ронять слова..." (pstrnk21.mid, mus2.gif), светлая мелодия стихотворения "Чудная картина..." Фета (fet3_1.mid, mus3.gif)... Для этих мелодий, как мне кажется, лучше всего подходят вибрафон или колокольцы (Glockenspiel). 

Таким же образом были проанализированы стихотворения Блока, Ахматовой, Есенина, Шефнера и везде возникала отличная от других, характерная мелодия. Признаюсь, мне было странно и удивительно слышать, как музыка, зашифрованная в стихотворении, скрытая в нем на многие годы,  вдруг оживает и рассказывает что-то новое о самом поэте. Разве это не та сказка, о которой говорится в эпиграфе к этой статье?

Интересно, слышат ли скрытую "собственную мелодию" стихотворения композиторы, которые создают музыку на стихи поэтов? Приписав каждой ноте определенное числовое значение и получив соответствующие последовательности чисел для "собственных мелодий" и мелодий, созданных различными композиторами, я рассчитал коэффициент корреляции между ними, ожидая некоторого соответствия. Однако коэффициент корреляции оказался близок к нулю – во всяком случае, для тех нескольких песен, которые были проанализированы. Значит, "музыка стиха" не была услышана или просто композиторы предпочитают идти своим путем, отличным от того, который "подсказывает" им поэт.

К каким выводам мы приходим в результате этого небольшого исследования? Последовательность гласных в стихах подчиняется определенным законам, сходным с законами музыкальной гармонии, и при интерпретации основных гласных как нот пентатоники образует мелодию. И еще одно: по предварительным данным, "собственная мелодия" стиха соответствует его настроению, его эмоциональной тональности, хотя, разумеется, это требует более основательной проверки. 

Интересно было бы проверить разные варианты интерпретации гласных: тут напрашивается прежде всего более точная "привязка" – к звукам, а не к буквам; учет не только основных звуков, но и их вариантов; использование не пентатоники, а какого-либо другого музыкального лада.

Здесь могут открыться новые интересные возможности: например, музыкальный анализ стиля поэта может помочь определению авторства неизвестного стихотворения.

Вероятно, обнаружатся более "музыкальные" поэты и менее "музыкальные". Из проанализированных мною стихотворений мне больше всего понравились мелодии Пастернака и Фета.

В принципе возможна и обратная связь: анализ "собственной мелодии" с точки зрения законов музыкальной гармонии может дать поэту возможность улучшить само стихотворение путем иного, более строгого распределения гласных звуков. Кто знает?..

Уважаемые литературоведы, обладающие музыкальным слухом! Уважаемые музыканты с исследовательской стрункой в душе! Уважаемые лингвисты! Надеюсь, вас заинтересует это небольшое исследование. Полученные результаты открывают широкие возможности для экспериментирования. Тем более, что ничего особенного для этого не требуется – лист бумаги, ручка, сборники стихов и любой музыкальный инструмент, на котором можно проиграть полученную мелодию. Хорошо, конечно, если есть компьютер с какой-либо музыкальной программой, способной воспроизводить введенные ноты и имитировать звучание разных инструментов, но это совсем необязательно. Попробуйте подключиться к эксперименту. Если у вас получится что-то интересное – напишите, пожалуйста, на vasily@pbox.ttn.ru. А если не получится... тоже напишите!

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Панов М.В., Русская фонетика. – М.: "Просвещение", 1967, с.136-138, 144.

2. Фридкин Г.А., Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.: "Музыка", 1987, с.211.

3. Панов М.В., Современный русский язык. Фонетика. – М.: "Высшая школа", 1979, с.57-58.


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay