1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
ДВУПОЛУШАРНЫЕ УЧЕБНИКИ
Что такое адаптивная методика
Фрагменты учебников
«Волшебные черновички»
Взгляд извне
Мы пишем в газеты и журналы
У нас берут интервью
О.Л.Соболева
«Мы не рассчитывали на тот результат, который получили...»
Это стоит прочитать!
Авторская программа курса
Тематическое планирование
Семинары
На орбите учебников
Учим русскому
в других странах мира
Спасибо от МЕТОДИКА.РУ




Текст #000842

Как пойдет дальше кинематографист, как прикоснется к тайне войны? Ведь «память» о ней включает сегодня и нашу зрелую бдительность, и огромную, хитрую, коварную ложь врага, и, чтобы развеять ложь, надо от случайных встреч на улице или только внешне эффектных интервью с каким-нибудь английским адмиралом, оказавшимся родственником Николая Второго (камера неизвестно для чего спешит зафиксировать на стене портрет царя во весь экран), от этого внешнего пойти своей мыслью и в глубь множества томов, сочиненных учеными извратителями истории, и в глубь реального сознания тех, кто эту историю творил, направлял и направляет... «Но я не историк», — скажет режиссер, уже успевший сказать, что он не публицист. Но кто же он? Художник? Представьте себе Пушкина, Толстого, Эйзенштейна, не исследующих «томов»; художник — это же не для вздохов, это нелегкая эксплуатация чувств, это соизмерение многих истин, это всегда путешествие в тайну, отбор информации, смелое исследование связей вещей, связей судеб и открытие, озарение...

Сколько раз в фильме Чухрая говорится о минувшей войне как о «войне Гитлера». «Гитлер во всем виноват», —думают немецкие женщины. А Чухрай — что он об этом думает? Он говорит языком экрана — и вновь и вновь обильные, в общем известные кадры фюрера — с протянутой рукой, с зычной глоткой, и самодовольного, и с мечущимся взглядом, фюрера, околдовавшего, попутавшего народ, злого гения немецкой нации. Да, да, Гитлер! Ну, кто же возразит? Правда! Но она останется поверхностной правдой, если не увидеть, не ощутить и не показать со всей художнической силой за спиной Гитлера злую силу монополий, машину империализма, тех, кто открыл Гитлеру сейфы и арсеналы, кто отдал ему министерские посты, кто доверился ему из стратегических целей, перепугавшись, в частности, что в 1932 году шесть миллионов немцев проголосовали за коммунистов.

Никто и ни в чем не смеет, не может, не должен ослаблять ненависти к Гитлеру, но народам коварно навязывается слепота, когда исподволь и открыто ползет пропитанная другим ядом версия: «персональное существование Гитлера — главная причина второй мировой войны». Вот и видный английский историк X. Р. Тревор-Ропер теперь называет вторую мировую войну «личной войной Гитлера», и швейцарец Вальтер Гофер утверждает, что, «если бы Гитлера не существовало, война была бы немыслима...».

Так должно прийти автоматическое оправдание немецкой буржуазии, германской военщины, которые-де лишь имели неосторожность довериться сумасшедшему и его клике. Смеет ли от всего этого отвлекаться сегодня наша память?

Конечно же, Чухрай всей душой, всеми помыслами против всех этих фальсификаций и фальсификаторов, но, чтобы его фильм лучше воевал и работал против них, режиссеру не хватило каких-то знаний, какой-то капли мудрости.

И опять наставят меня: «искусство не может брать все». Но искусство не может не быть «магическим кристаллом», когда даже через одну грань, «частную» грань, видишь многое, видишь главное, видишь существенное. Иначе со святых тем будут сниматься легкие пенки. И тут общий для нас вывод: нельзя быть легковесным, нельзя быть невежественным! Огонь войны и сегодня должен выплавлять мысль, все более зрелые и зоркие чувства!

Еще с одной «легкостью», поверхностностью в фильме «Память» хочется спорить. В итоге войны — не только могилы. Сама по себе очень впечатляюща концовка картины — плачущие люди у могилы Неизвестного солдата. Ничто не может снять, заслонить нашу скорбь. Но даже сквозь слезы наша память видит великий итог войны — опрокинуты расчеты ее поджигателей. Стало реальностью первое государство рабочих и крестьян на родине Маркса и Энгельса. И недоумеваешь: почему в контексте фильма так бледно сказано о ГДР — разве и в этом не триумф Сталинграда? Не просто по-своему говорить о таких вещах, передать все это, глядя не на газетный лист, а в человеческие души. Но говорить надо, нельзя не говорить... Кровь пролита недаром... Движется, движется история... Проекты домов Z500 http://z500proekty.ru/doma/tag-8na8/tag-odnoetazhnie.html в Москве


«raquo;


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay