1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
НОУ-ХАУ
Новая наглядность
Как обучать письму
Как запоминать
В.В.Агафонов
«О приемах запоминания и усвоения информации»
В.В.Агафонов
«„Неправильные правила“ для словарных слов — и не только»
Метод аналогии
Приключения мысли
"Стенд-кабинет"




В.В.Агафонов
«„Неправильные правила“ для словарных слов — и не только»

Уважаемые учителя и родители!

Недавно в издательстве «Ювента» вышел мой ассоциативный орфографический словарик «Неправильные правила» — дополненное издание уже знакомых некоторым из вас книг «Неправильные правила» и «Совсем неправильные правила», которые увидели свет в 1997 и 1998 годах. Отрывки из них были включены в учебники русского языка Ольги Леонидовны Соболевой.

Теперь в этом словаре содержится уже более ста «упрямых» слов, написание которых обычно затрудняет младших (а порой и не только младших) школьников. За несколько лет жизни этих книг стала очевидной эффективность использованных в них приемов: в большинстве случаев они позволяют ученику запомнить написание трудного слова с первого предъявления. Хотелось бы рассказать вам об этих приемах и об особенностях самого словарика. Конечно, я жалею, что по независящим от меня причинам, не смогу сделать этого сам, увидеть ваши глаза, услышать ваши вопросы и ответить на них. Я признателен Ольге Леонидовне, которая предложила прочесть это мое сообщение на своих семинарах и курсах. А вы прочтите его здесь, на нашем сайте.

Итак, давайте сначала поговорим о памяти.

1. Использование эмоционально-образной памяти

Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоми­нанию» ничего не знача­щего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память малыша включится и заработает.

Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. К этому мы еще вернемся, когда будем рассматривать приемы параллельного повторения. А пока сосредоточимся на том, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загад­ке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.

При этом чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциа­тивные «ниточки», которые протягиваются от образа к об­разу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» — она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

При использовании ассонанса или аллитерации концентрация нужного звука возникает в одном или в нескольких ограниченных участках информационного блока . Можно, однако, поступить иначе — подобрать слова так, чтобы определенный звук встречался в данном тексте в среднем чаще, чем обычно, причем он может быть распределен по всему тексту практически равномерно . Исследования показывают, что наше подсознание чутко откликается на такое статистическое отклонение от нормы, хотя сознательно мы его обычно не замечаем (см., например, книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл»).

Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия (как вы понимаете, наличие нужной буквы не всегда совпадает с наличием нужного нам звука).

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

В стихотворении «Ната в комнате» (с.24) главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».

Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».

Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов. Это тоже имеет отношение к параллельному повторению, речь о котором впереди.

Другой прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». (стихотворение «А лопата лопнула!», с.29).

Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!

Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».

Для запоминания слова «маляр» («Маленький маляр», с.30) одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.

Как-то краской красил шар
Очень маленький маляр.
Был маляр росточком мал,
Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,
В букву «А» рукой попал.
В букве «А» рука застряла,
А ему и горя мало:

«Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом мал?
А зато я красил шар,
Потому что я маляр!»

В некоторых случаях для одного словарного слова в книге приводится два варианта информационного блока: так, слово «картина» (с.22) обыграно сначала в шараде, а потом в стихотворении с «приемным родственником»; слово «овощи» (с.37) представлено в виде каламбура (овощи — "О" во щи), и в виде ребуса; слово «столица» (с.53) встречается в сюжетном стихотворении и в ребусе на основе числа 100. (Кстати, обратите внимание, что на основе ребусов с числами можно запомнить написание многих слов: 100ловая, про100, 40а и т.д.) Приведенные варианты позволяют детям как с образным («аудиалам», «визуалам»), так и с логическим типом мышления, выбрать себе подходящую «зацепку» для памяти.

Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» (с.15). Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.

Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.

Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!

Можно привести и другие примеры, но думаю, Вам будет интересно самим отыскать, какие из перечисленных выше приемов использованы в каждом конкретном информационном блоке.

Вы, вероятно, уже обратили внимание, что в пределах одного информационного блока информация о написании слова обыгрывается несколькими способами. Сделано это для того, чтобы использовать еще один важный прием — параллельное повторение. Теперь поговорим о нем.

2. Параллельное повторение

Всем педагогам известна древняя истина:

ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ!

Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается материал с первого раза — приходится повторять; забывается материал на следующий день или чуть позже — приходится повторять.

Но всем ученикам известна и другая древняя истина:

ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ МУЧЕНИЯ!

Ученик снова и снова перечитывает информационный блок, например, правило, пытаясь запомнить его. Таким образом, повторение у него зачастую сводится к зубрежке! Это быстро утомляет мозг, вызывает отрицательные эмоции и образование стойкого условного рефлекса: повторение — это плохо, это скучно. А отсюда недалеко и до другого условного рефлекса: всякое учение — это плохо, это скучно до головной боли!

Но ведь на самом деле все это не так: учение способно доставить настоящее наслаждение, просто ученик еще не научился извлекать из этого процесса положительные эмоции, а его уже оглушил водопад отрицательных, вызванных нудным повторением! Конечно, многие ученики постепенно преодолевают этот барьер по принципу «терпение и труд всё перетрут», но, к сожалению, далеко не все из этих «многих» находят за этим барьером радость познания. Для большинства из них все ограничивается пониманием слова «надо»… А ведь ученик, почувствовавший эту радость — каждый день узнавать и понимать что-то новое — это уже совсем другой человек! Это не просто материал, не просто глина под пальцами педагога, а его полноценный сотрудник, который сам помогает ему в процессе своего обучения, сам ищет и находит новые способы усвоения знаний.

Давайте попробуем разобраться, что тут можно сделать.

Из физиологии известно, что многократное воздействие на живой организм одного и того же раздражителя приводит к ПРИТУПЛЕНИЮ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ЭТОТ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. Обычное, последовательное повторение материала — это именно такой, многократно действующий раздражитель. Возникает противоречие: повторение необходимо для усвоения материала, но оно же и вредно для усвоения материала!

Первый способ устранения этого противоречия мы уже рассматривали выше: в ряде случаев удается перейти к «мгновенному» запоминанию, если возбудить эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления — повторение становится ненужным. Этот механизм достался нам еще от далеких предков, живших в джунглях: если бы нужно было повторять несколько раз, что тигр или змея опасны, а апельсины съедобны и вкусны, то наши предки просто вымерли бы, а вопрос о повторении некому было бы сейчас обсуждать.

Второй способ, вовсе не исключающий первого, а наоборот, на него опирающийся, это переход от последовательного (раз за разом) к параллельному (одновременному, очерченному границами данного информационного блока) повторению. Для этого необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой — но не обязательно только они!) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.

Применительно к изучению словарных слов это могут быть:

сюжет, аллитерация или ассонанс, артикуляционное выделение ключевого звука, насыщение блока нужным звуком и так далее — по слуховому каналу;

выделение ключевой буквы цветом в тексте, фигурные стихи, придание предметам на рисунке формы ключевой буквы, графический сюжет (в частном случае он может даже не совпадать сюжетом текста), насыщение текста нужной буквой и так далее — по зрительному каналу.

Рассматривая рисунок и текст как единый информационный блок, мы видим, что повторение материала имеет место, но не последовательное (несколько раз после первого ознакомления с данным информационным блоком), а параллельное (в момент первого ознакомления с блоком). Часто именно это и приводит к усвоению материала с первого предъявления информационного блока.

К сожалению, современный человек для усвоения учебной информации использует, как правило, только два канала: зрительный и слуховой. Совершенно не используется тактильный канал восприятия — а жаль, тактильные ощущения хорошо запоминаются. Можно было бы, например, использовать тактильные ассоциации при изучении букв в детском саду (сделать макеты букв с покрытием из материалов разной фактуры: шершавое покрытие для буквы Ш; нежное и мягкое, пуховое для буквы Х; гладкое, стеклянное для буквы Л; неровное, рифлёное для буквы Р и т.д.). Давным-давно забыто использование канала обоняния для запоминания информации, а ведь еще летописцы древних инков носили при себе целый набор пахучих веществ и, когда хотели запомнить происходящее, доставали одно из них и нюхали. Потом достаточно было понюхать то же самое вещество — и в мозгу всплывали во всех подробностях пережитые события. Как показали современные исследования, воспоминание об отдельно взятом изображении затухает через несколько часов или дней, а память о запахе может существовать целый год, а может, и не один. Представляете, какой огромный резерв памяти остается незадействованным? Но вернемся к стандартным каналам передачи информации — зрительному и слуховому.

Если теперь снова вернуться к рассмотренным примерам, легко увидеть, что параллельное повторение в том или ином виде присутствует в каждом из них.

Проанализируем подробно еще один пример — стихотворение «Газированная газета» (с.13):

Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!

Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!

— Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
— Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!

По каналу слуха находим здесь следующие приемы параллельного повторения:

  • использование забавного, нелепого сюжета — газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;
  • использование «приемного родственника» — слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;
  • «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);
  • непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).

По каналу зрения:

  • забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух ( включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);
  • насыщение текста букв ой «а»;
  • выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом (этот способ, конечно, эффективен тоже лишь в совокупности с другими).

Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем это повторение вовсе не эквивалентно семикратному чтению слова «газета», а гораздо более эффективно, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока , можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой ассоциативной сети (не цепочки, а именно сети, поскольку в ней каждый элемент может быть связан с каждым!).

Еще один пример — «Сорочий юбилей»:

 

Сороке нынче сорок лет,
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..

Да, быть обжорою — беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «СОРОКА»!

Здесь по каналу слуха имеем:

  • использование забавного, нелепого сюжета;
  • использование «приемного родственника» — слова «сорок», где нужный звук отчетливо слышен;
  • «насыщение» текста звуком [о].

По каналу зрения:

  • забавный графический сюжет;
  • в надписи на торте используется двойное истолкование символа "О" — как буквы "О" и как цифры «ноль»;
  • насыщение текста букв ой "о";
  • выделение буквы в слове жирным шрифтом .

Итак, мы снова получили семикратное параллельное повторение информации о непроверяемой орфограмме в слове «сорока».

3. Приглашение к творчеству

У «Неправильных правил» есть еще одно свойство, на которое я очень надеялся, и был рад, когда убедился на практике, что не ошибся. Выражение информации в легкой и интересной ассоциативнойформе дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться теми приемами, о которых я вам рассказал, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Ребенок чувствует это и, подхватив эстафету, начинает предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.

Должен признаться, что когда дети из разных городов стали присылать мне свои рассказы и сказки, в которых обыгрывались такие «упрямые» слова, как «иней», «котлета», «касса» и т.д., я был готов, как кот Матроскин в известном мультфильме, завопить: «Ура! Заработало!» Потому что мне очень хотелось, чтобы этот словарик был для ребенка не костылями, на которые можно только опираться, а крыльями, с помощью которых можно взлететь самому. А еще мне очень хотелось бы, чтобы в этом книга помогла не только вашим ученикам, но и вам самим. Поэтому словарик в дальнейшем расти не будет. В нем есть всё, чтобы, поработав с ним, и ваши ученики, и вы сами смогли создать ассоциативный информационный блок практически к любому словарному слову или другому изучаемому понятию. Затраченные на это энергия и время не пропадут даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь, во-вторых, с каждым созданным информационным блоком совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия — основа любой творческой деятельности, а в-третьих, переход от пассивного потребления информации к активному ее созданию может изменить всю жизнь человека и, я думаю, не в худшую сторону.

Мне хотелось бы, чтобы тот непрочный, односторонний контакт, который возник сейчас между нами, вылился в нечто большее. Запишите, пожалуйста, мой электронный адрес: vasily@pbox.ttn.ru (ведь во многих школах сейчас есть электронная почта) и, когда начнете работать с этой книгой, поделитесь своими впечатлениями, проблемами, сомнениями, трудностями, хорошо? Можно это сделать и через нашу гостевую книгу, прямо на сайте. А я, со своей стороны, постараюсь помочь вам и ответить на ваши вопросы.

В заключение позвольте пожелать, чтобы ваша работа была успешной и приносила радость и вам, и вашим ученикам!

В. В. Агафонов.


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay