1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
НАША ЛАБОРАТОРИЯ
В помощь учителю
Аудиометодички
Критерии отслеживания промежуточных результатов апробации
Проверочные и диагностические работы
Проверочные работы за первое полугодие: 2, 3, 4 классы
Контрольные работы за учебный год: 2, 3, 4 классы
Консультации автора
Адаптивная методика в развитии




Контрольные работы за учебный год: 2, 3, 4 классы

Общий комментарий для учителя

Дорогие коллеги!

Тексты диктантов, которые я вам предлагаю, как и тексты за первое полугодие, написаны по мотивам «Волшебных черновичков». То, что я хотела бы сказать вам в связи с этой контрольной, частично совпадает с тем, о чем шла речь в прошлый раз, в конце первого полугодия. Поскольку я не уверена, что те, первые, рекомендации к Вам попали, я решила сделать то, чего обычно не делаю, — в отдельных моментах повториться.

Итак!

1. Сами тексты и комплексные задания к ним, конечно же, даны с опережением по отношению к обязательному минимуму, содержащемуся в «Стандартах». Причем это опережение касается не только содержания работы, но и ее объема.

2. Эти контрольные работы предназначены для того, чтобы вы смогли оценить уровень знаний и умений своих учеников с точки зрения именно этой программы, по которой вы решились идти.

3. Если вы предполагаете использовать результаты этих контрольных для сравнения с результатами параллельного класса (классов), то тогда при подсчете количества ошибок и выставлении отметки вам следует учитывать только материал, соответствующий обязательному минимуму для данного класса. Таким же должен быть и подход к оцениванию комплексного задания.

4. Не старайтесь комментировать для ребят формулировки заданий, переводя их на «обычный» язык. Один из моментов, который проверяется контрольной работой, — это умение вникать в формулировку задания и извлекать из нее необходимую информацию.

5. Для того чтобы у ребенка была такая возможность (вникнуть в формулировки), необходимо позволить ему читать каждую формулировку столько раз и столько времени, сколько ему требуется. Поэтому необходимо, чтобы текст комплексного задания был перед глазами у каждого учащегося. Это означает, что если задание не помещается на доске, нужно распечатать его на карточках и раздать.

6. Ознакомившись с текстом контрольной, вы можете (если время позволяет) включить в процесс проживания учебного материала те моменты, которые, как вы полагаете, могут вызвать у ваших ребят трудности при выполнении работы, и таким способом ненавязчиво их повторить. Однако не следует при этом связывать в сознании учащихся эти моменты с предстоящей контрольной. Желательно вообще не вести о ней речь с ребятами.

 

Обратите также внимание!

1. В контрольную работу для каждого класса включено задание по развитию речи. При выставлении оценки учитывается только речевой аспект, а орфографические и пунктуационные ошибки, которые дети могут допустить в придуманных ими предложениях, исправляются, но не учитываются.

2. «Показать» что-либо в тексте во время контрольной работы, безусловно, означает обозначить, то есть выделить графически. При этом если речь идет о морфемах или о членах предложения, то способ обозначения единый, а в остальных случаях его выбирает сам ребенок.

4. Учитывая объем и характер комплексного задания, полагаю возможным (по усмотрению учителя) увеличивать время, отведенное на выполнение контрольной работы, — до 60 минут и более (в классе с невысокой скоростью письма — до 80 минут). Будем исходить из того, что проверяем в первую очередь уровень и качество приобретенных навыков.

5. Учитель по своему усмотрению может также сократить или изменить (в сторону облегчения) комплексное задание к тексту диктанта — исходя из особенностей данного конкретного класса.

6. Необходимо впоследствии приложить к результатам и анализу контрольной работы (схема анализа будет выслана дополнительно) текст диктанта и задания — в том виде, в каком они фактически были предъявлены учащимся, то есть с учетом возможных сокращений и изменений, произведенных учителем.

7. Данная контрольная работа проводитсяв рамках авторского курирования апробации программы.В связи с этим, просьба результаты и анализ контрольной работы (как и любые возникающие в связи с её проведением вопросы) направлять автору.

 

Желаю вам и вашим ученикам успешно справиться с предлагаемой работой. Удачи!

 

2 КЛАСС

Моя игрушка.

Я могу часами смотреть на калейдоскоп. Вчера ночью на_стекле вырос чудесный цветок и сразу исчез. Я так хотел опять его увидеть, что не_мог спать и даже заболел.

Помогла одна знакомая фея. Она взмахнула своей палочкой, и я оказался внутри. Меньше пчелы!

Было весело, но немножко страшновато. Был сад из_стекла, и я держал в руках тот самый цветок!

(62 слова, служебных — 10)

 

Комплексное задание

1. В первом предложении найди слова с Острова Глаголов и заключи их в волшебные скобки. Потом, не выводя слова из скобок, отметь в них корни.

2. Забери из второго предложения последнее слово. Запиши его на отдельной, новенькой строчке и подари ему один антоним. Или два.

3. А последнему слову из второго абзаца помоги найти хорошую семью. Сколько его родственников ты соберёшь для этого вместе? Подари им строчку-другую в своей тетрадке. Можно и на листочке.

4. Вернись ещё на минутку к первому абзацу. Найди и покажи в нём гласные буквы, которые привыкли указывать на твёрдость согласных звуков, но на этот раз не смогли этого сделать. Хорошо, если ты понял, почему!

5. В двух первых абзацах отыщи слова с Острова Прилагательных и помоги им измениться по признаку числа. Запиши потом, что получилось.

6. Помоги герою рассказа выбраться теперь из любимой игрушки. Сочини для этого одно или два предложения и попробуй их записать.

 

Учителю

1. Изученные орфограммы выделены в тексте жирным шрифтом.

2. Неизученные орфограммы, в зависимости от особенностей конкретного класса, можно либо доверить Орчику полностью, либо часть из них прокомментировать для детей в процессе диктовки: это на усмотрение учителя.

3. Слово «калейдоскоп» лучше перед диктантом записать на доске.

4. Можно помочь ребятам и с окончанием прилагательного знакомая, но можно и не помогать.

5. В формулировке первого задания акцентируйте внимание ребят на выражение не выводя слова из скобок. Это означает, что значок корня в обоих случаях должен быть поставлен над соответствующими звуками в транскрипционных скобках (см. аналогичные моменты в "Волшебном черновичке для 2 класса, №1).

6. По второму заданию: антонимы к слову исчез — появился и возник. Достаточно, если ребенок приведет один из них.

7. По третьему заданию: пчёлка, пчелиный, пчеловод. Само слово пчела, к которому ребенок подбирает родственные слова, можно и не выписывать — это не принципиально.

8. По четвертому заданию: ч асами, ч удесный.

9. По пятому заданию. Ребенку нужно записать: чудесные, знакомые.

10. Последнее задание — по развитию речи. Ребенок может воспроизвести своими словами концовку этой истории, которую он помнит из «Волшебного черновичка», а может придумать свою собственную. Условие только одно, и оно сформулировано в задании: нужно помочь герою рассказа выбраться из калейдоскопа.

 

Остальные моменты комментариев не требуют.

 

3 КЛАСС

Джинн в электричке.

Фаня решил побывать в_деревне. Он покупает билет и едет на_новенькой электричке.

За_окошком лето. Мимо проносится зелёное пастбище. Исчезает за_поворотом синий пруд. Разноцветные телята смотрят на_джинна и изумляются.

Тут Фане захотелось настоящего волшебства. Он легонько шевелит мизинцем, и на месте деревенского пейзажа возникает сказочная страна. Звездочёт считает звёзды. Не_спится маленькой феечке. Королевич танцует с прекрасной незнакомкой. На_цветочной полянке кружатся в_вальсе эльфы и бабочки.

Пассажиры прильнули к_окнам, а поезд мчится быстрей и быстрей…

(83 слова, служебных 18; изученных «упрямых» слов — 5)

 

Комплексное задание

1. Какие слова во втором абзаце могли напомнить нам об обезьянках, иголках с нитками и согласовании? Надпиши над ними названия островов, с которых они прибыли.

2. От каких ловушек в третьем абзаце можно спастись с помощью стишка, в котором есть строчка «Что в вопросе, то в ответе»? Покажи хоть одну.

3. В каком из этих слов род спрятался и ни за что не покажется?

4. А что сразу видно и понятно? Зашифруй свой рассказ об этом слове по всем правилам.

5. Придумай, как показать в первом абзаце 4 глагола. О каких из них рассказы получились бы почти одинаковыми? Запиши ту часть рассказов, которую можно составить по начальным формам, а всё остальное не нужно.

6. В самом первом предложении отыщи машину времени, а в ней глагол. Сколько морфем ты в нем увидел? Покажи их с помощью специальных значков. Если успеешь, покажи и основу.

7. Измени начало текста. Замени для этого два первых предложения. Могло ли всё начаться совсем по-другому? А как? Новое начало запиши.

 

Учителю

1. Новые орфограммы (3-го класса) выделены в тексте жирным шрифтом, а орфограммы на повторение (2-го класса) подчеркнуты.

2. В зависимости от уровня подготовки и особенностей Вашего конкретного класса можно помочь (или не помогать) в процессе диктовки со словами джинна, исчезает, настоящего, деревенского. О букве «г» в окончаниях прилагательных в учебнике 3 класса есть материал, но навык, связанный с этой орфограммой, наравне со всеми остальными не отрабатывается. Вам виднее, насколько он усвоен. Поэтому помогать или нет, в данном конкретном случае решаете тоже вы. 

А вот запятую перед союзом «и» в сложном предложении подскажите обязательно.

3. По первому заданию: предполагатся, что будут выписаны словосочетания зелёное пастбище, синий пруд, разноцветные телята.

4. По второму заданию: настоящего, деревенского, сказочная, прекрасной, цветочной.

Достаточно, если ребенок покажет одну из этих ловушек. Если он найдет три, четыре или все пять, это может компенсировать при выставлении оценки отдельные недочеты в других частях комплексного задания.

5. По третьему заданию: разноцветные. Ребята должны помнить (и понимать!), что это именно прилагательные изменяются по родам и что когда они во множественном числе, признак рода у них не проявляется (род «прячется»). Материал об этом в учебнике 3 класса находится на с. 281. Существительное же обладает постоянным родом. Он один и тот же, и его всегда легко определить по начальной форме — т.е. по форме им. п. ед. ч. Кстати, у существительных, не имеющих единственного числа (типа санки или брюки) род неопределим.

Это задание проверяет глубину осмысления достаточно тонких грамматических моментов, поэтому если ученик с ним не справится, существенным образом повлиять на оценку это не должно.

6. По четвертому заданию. Теперь выполняется разбор этого прилагательного как части речи.

7. По пятому заданию. Предполагается, что ученик надпишет над глаголами гл. Однако допустимы и графические варианты выделения.

Почти одинаковыми получатся рассказы о глаголах покупает и едет, поскольку они не только употреблены в одной и той же форме, но совпадают также по виду и по типу спряжения. Так что остается только одно отличие — разные начальные формы.

Записать следует ту часть рассказов, которая относится к п.2 в схеме разбора глагола — см. с.253 в учебнике 3 класса. Другими словами, вид и спряжение.

8. По шестому заданию. Это задание по сути состоит из трех. Во-первых, нам важно, чтобы ученик различил между собой по грамматическим признакам две глагольные формы: инфинитив и форму прошедшего времени. Во-вторых, мы предлагаем ему распознать и обозначить морфемы, и здесь главное, чтобы он разглядел два суффикса. Наконец, мы просим его показать основу. Последнее — факультативно. Это вытекает из выражения «если успеешь». На самом деле подразумевается «если сможешь»: чтобы справиться с этим заданием, нужно помнить о том, что суффикс прошедшего времени в основу не входит. (Правильно выполненное факультативное задание ведет ребенка к более высокой оценке, а невыполненное или выполненное неверно не ведет к ее снижению.)

9. По седьмому заданию. Такое волшебство Фаня мог устроить не только находясь в вагоне электрички… Впрочем, в этом вопросе дети разберутся и без нас.

 

Остальные моменты комментариев не требуют.

 

4 КЛАСС

Текст диктанта за курс начальной школы может, на первый взгляд, показаться слишком детским. Но, во-первых, это только по содержанию, а во-вторых, скорее всего, только на первый взгляд. Пусть это станет своеобразным прощанием со школой, которая называется начальной… Что же касается проверки пунктуационных навыков, то в тексте есть всё необходимое: однородные члены с бессоюзной связью, с одиночными союзами, с повторяющимися, сложные предложения.

Список орфограмм тоже достаточно внушительный — от жи-ши до правописания отрицательных местоимений с предлогами. (В схеме анализа список будет приведен полностью.)

 

Приключения ложки.

Жила-была ложка. Она любила сметану и борщ, а жареную картошку нет. Ей нравился плов и не_нравились солёные грибы.

Ложка жила у Вали. Один раз Валя забыла её на_окне, а ночью на_окно забрались котята. Они резвятся, носятся туда и сюда, мяукают, притворяются, испуг изображают!

От_удивления окно приоткрылось, и ложка упала в_лужу. Вилки, и старый нож, и половники, и даже чайная ложечка задрожали от_волнения, но помочь ничем не_могли. Фарфоровая чашечка звенит, плачет, но тоже ничего не может придумать. А Валя спит себе в своей кроватке и ни_о_чём неогадывается

(95 слов, 23 служебных)

 

Комплексное задание

1. Придумай счастливый конец для этой истории, и пусть он уместится в двух или трех предложениях.

2. Покажи в тексте 2–3 незнакомые ловушки, несколько служебных слов и глагол, у которого есть родственник на острове звукоподражательных слов.

3. Найди дополнение в предложении, где больше всего однородных членов. Обозначь их все до одного.

4. Придумай, как отметить союз, который едет на поезде между двумя вагончиками. Преврати этот поезд в красивую, чёткую схему.

5. Отыщи какой-нибудь глагол, у которого суффикс оказался позади окончания, и расскажи о нем всё, что знаешь. Зашифруй свой рассказ, как мы привыкли.

6. Какие два слова в последнем абзаце путешествуют сейчас на машине времени и установили волшебную стрелку на букве Н? Какая ловушка появилась в тот момент, когда стрелка коснулась этой буквы? В какой она морфеме? Придумай, как всё это показать.

7. В предложении, где котята оказались ночью на окне, найди такое слово, чтобы можно было показать все значки морфем. И покажи!

 

Учителю

1. Новые орфограммы (4-го класса) выделены в тексте жирным шрифтом, а изученные орфограммы на повторение (2-го и 3-го класса) подчеркнуты. Все запятые — на изученные правила пунктуации, поэтому они тоже выделены жирным.

2. По второму заданию (по первому комментарий не нужен). Незнакомые ловушки — это ловушки неизученные, а не просто неузнанные. В данном тексте, например, в словах жареные, солёные, половники, фарфоровая.

Надеюсь, что слово «несколько» вас не смутит: нам ведь важно проверить, как воспримет ребенок такое слово в формулировке задания на контрольной работе. Допустимо и правильно, если он «покажет» от трех до девяти служебных слов. Больше — это, пожалуй, уже не «несколько», а «много».

«Родственник» звукоподражательного слова — конечно же, мяукают.

3. По третьему заданию. Ребята должны найти и подчеркнуть пунктирной линией слово испуг в последнем предложении второго абзаца. Им нужно, кроме того, обозначить в этом предложении пять однородных сказуемых. Внимание! Что касается туда и сюда, то это устойчивый оборот (вариант: туда-сюда). Таким образом, это одно обстоятельство, а не два. Однако это тонкость, и поскольку фразеологизмов ребята не изучали, им позволительно увидеть здесь два однородных обстоятельства и соответственно их обозначить. Этот момент не обязательно даже исправлять.

4. По четвертому заданию. Имеется в виду союз в первом предложении последнего абзаца, а отметить его можно как угодно: например, надписать над ним букву "с", поставить сверху крестик или галочку, просто подчеркнуть или обвести в кружок. Насчет схемы, я думаю, и так всё понятно: образцов много — и в учебнике, и в «Волшебных черновичках».

5. По пятому заданию. Речь о возвратных глаголах и о письменном морфологическом разборе («шифровка»).

6. По шестому заданию. Это глаголы спит и догадывается. Важно, чтобы второй глагол ребенок «показал» без частицы не.

Буква «Н» в машине времени — это, разумеется, настоящее время, и когда глаголы в нем оказались, у них появились личные окончания. Одно из них — с ловушкой, поскольку безударное. А показать всё это можно, к примеру, так: над словами поставить галочку или плюс, в нужном слове выделить окончание и внутри квадратика подчеркнуть гласную-ловушку е.

7. По седьмому заданию. Такое слово в этом предложении только одно — забрались. В нем есть и приставка, и корень, и окончание, и целых два суффикса. Поскольку глагол возвратный, основу отмечать не нужно (см. учебник 3 класса, с.205, внизу).

 

До чего же трудно с вами расставаться… Даже просто на лето!


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay