1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
ДВУПОЛУШАРНЫЕ УЧЕБНИКИ
Что такое адаптивная методика
Фрагменты учебников
«Волшебные черновички»
Взгляд извне
Из отзывов специалистов
Из писем учителей и родителей
Нам пишут дети
Особенные письма
Мы пишем в газеты и журналы
У нас берут интервью
Это стоит прочитать!
Авторская программа курса
Тематическое планирование
Семинары
На орбите учебников
Учим русскому
в других странах мира
Спасибо от МЕТОДИКА.РУ




Отзыв биолога

Здравствуйте, дорогая Ольга Леонидовна!

Вместо отзыва и рецензии на Ваш учебник русского языка для I-го класса я решила написать письмо. Так проще объяснить то, что я хочу Вам сказать.

По образованию я нейрофизиолог, бывший сотрудник кафедры физиологии ВНД ЛГУ. Около 20 лет занималась вопросами парной функции больших полушарий головного мозга. Точнее, функциональной межполушарной асимметрией. Сначала пришлось разрабатывать модельные эксперименты на животных, затем работать с людьми. И в этой связи, с начала 90х годов я работаю в гимназии №293 Санкт-Петербурга. Основная проблема, которую приходится решать в школе, - это индивидуальный подбор для учащихся адекватных способов обучения с целью их адаптации к повышенным требованиям гимназии. Даже и без повышения требований переход ребенка от дошкольной жизни к школе - всегда стресс в той или иной степени. Но этот стресс многократно усиливается в случаях не адекватных для данного мозга подходов к обучению. В частности, я имею в виду левополушарное "третирование" (Н.Н.Трауготт) правополушарных детей.

По моим наблюдениям, таких "левшей" по доминирующему полушарию (точнее по преобладанию успешности переработки слухо-речевой или зрительно-пространственной информации), по признаку ведущего глаза, уха или (и) руки - встречается всё больше среди первоклассников. Это м.б. связано с адаптивной ролью правого полушария (а в этом году пришли в школу рожденные в 90/91 г.г. - достаточно психологически трудные годы для родителей); с индивидуальной вариативностью сроков созревания левополушарных функций и неготовностью  (особенно часто у мальчиков в 7 лет) к осуществлению стандартных школьных произвольных работ; наконец, с семейным левшеством, о котором, кстати, родители вспоминают лишь во время консультации по поводу неуспеваемости ребенка.

Но обычно левшей в каждом классе бывает немного. (Я говорю "левшей" условно. Это дети с ведущей ролью правого полушария по тестам "Лурия-90" Э.Г.Симерницкой.)

А в этом учебном году таким оказался целый класс. Причем, сформировался он стихийно. Родители, не анализируя причины и не зная о ведущем правом полушарии, отмечали непроизвольность обучения своих детей, их повышенную эмоциональность, моторную расторможенность... И искали "доброго, мягкого педагога, который поймёт моего сложного сына (дочь)" (это почти дословная выдержка из беседы с родителями).

Вот и получился 1А, где у 90% детей выражены признаки левшества (только в 5 случаях ведущими явл. правый глаз и правое ухо; в остальных -  левые! ) Все дети склонны к творчеству, все нестандартны. Я не говорю о дисциплине. Но почерки! Но темп чтения вслух! Но заучивание наизусть!.. И первое полугодие оказалось необыкновенно тяжелым даже для такого опытного педагога, как Тамара Сергеевна Кравцова. Она всегда чутко присматривается к индивидуальным особенностям детей, выпустила не одно "поколение" из нач. школы, но эти детки привели её в некоторое замешательство. Надо сказать, что в нашей гимназии учителя начальной школы периодически посещают курсы лекций нейрофизиологии и обновляют свои знания, в частности, и по проблеме левшества в школе. Так что нам всё стало понятно после обследования продольной латеральности детей. (Кстати, математику они изучают по учебнику Петерсона и с ней проблем было меньше, чем с русским языком.)

И здесь ей (учителю) попался (на курсах повышения квалификации) Ваш учебник. Мы вместе его посмотрели и пришли к выводу, что попробовать можно.

Извините, Ольга Леонидовна, за затянувшееся вступление. Но иначе я не могла перейти к его (учебника) оценке.

Спасибо Вам большое! Я не видела других учебников для левшей (простите мне этот жаргон). Может быть, они и есть. Но с Вашей книгой начались просто чудеса. Если раньше любимыми были физкультура, рисование, "окруж. мир", математика (иногда), то теперь и русский язык. Герои учебника в виде больших игрушек (помогли родители) украшают класс и "работают" на уроках. Самое главное, что детям стало интересно! А с интересом, согласитесь, только и можно обучать левшей. Впрочем, и для остальных детей (и это несомненное достоинство книги) урок русского языка превратился просто в интересную игру. А играть ведь любят все семилетки!

Обращает на себя внимание красочность оформления учебника. Цветные иллюстрации позволяют переключать внимание на зрительно-эмоциональное восприятие, разгружают вербально насыщенные уроки. Правила, законы, упражнения выполняются словно шутя, непроизвольно. Совершается давно желаемый переход к ненасильственному овладению знаниями.

Вместе с тем, учебник насыщен программным материалом и по сути, по содержанию, программа отнюдь не упрощается . Преподавание меняется лишь по форме, а это, в данном случае, оказалось решающим.

Я не хочу делать далеко идущих выводов. Дети и учитель только начали свой путь. Но то, что уже не слышно от родителей: "Всё бы хорошо, но вот русский..." - уже радует. Тем более интересно отметить, что параллельно 1А есть у нас и 1Б, где (стихийно, случайно) дети противоположных нейропсихологических х-к, и учатся по другому учебнику. Вот поле для эксперимента!

Все это я давно собиралась Вам написать. А недавно прочла "Методич. указания" к учебнику - и решила прореагировать письмом, а не отзывом (там на первых же страницах то, что я хотела сказать: вот, наконец, достойная книга для детей, включая и растущее племя правополушарных ребятишек).

Извините за излишнюю эмоциональность и невольный сумбур. Очень бы хотелось пригласить Вас в нашу школу.

С благодарностью и уважением,
Виктория Александровна Шрамм,
педагог-психолог гимн. №293
канд. биол. наук.

10.04.98.


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay