1|2|3|4|
ГЛАВНАЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ КАРТА САЙТА
Наши книгиДвуполушарные учебникиНаша лабораторияЭкспериментНоу-хауТолько детям!
Методика.Ру
ДВУПОЛУШАРНЫЕ УЧЕБНИКИ
Что такое адаптивная методика
Фрагменты учебников
«Волшебные черновички»
Взгляд извне
Мы пишем в газеты и журналы
У нас берут интервью
О.Л.Соболева
«Мы не рассчитывали на тот результат, который получили...»
Это стоит прочитать!
Авторская программа курса
Тематическое планирование
Семинары
На орбите учебников
Учим русскому
в других странах мира
Спасибо от МЕТОДИКА.РУ




О.Л.Соболева
«Мы не рассчитывали на тот результат, который получили...»

(Опубликовано в газете "Школьный психолог" №13, 2000 г.)

Приверженцы гуманистической педагогики, да и не только они, много и активно говорят о том, что необходимо приблизить школу к ребенку, а не наоборот, "подгонять" его под требования школьной действительности. Несомненно, основная роль здесь должна принадлежать педагогам, как непосредственным организаторам учебного процесса. Школьному психологу при этом отводится  роль вдохновителя и наставника. Ведь именно он может подсказать учителю, как оптимально составить учебную программу, подобрать приемы и способы подачи материала  учитывая познавательные особенности и возможности детей.

Но, к сожалению, психологи, работающие в системе образования не всегда имеют потенциальные и реальные возможности заниматься этой работой, требующей не только серьезной профессиональной подготовки, но и хорошего знания особенностей и принципов построения  учебного процесса, в том числе, применительно к разным учебным дисциплинам. Другими словами, речь здесь идет как о "психологизации педагогов", так и о "педагогизации психологов".

Год назад, на выставке достижений практической психологии, проводимой в Санкт-Петербурге фирмы "Иматон", мне посчастливилось познакомится с автором замечательных учебников по русскому языку О.Л. Соболевой. Не являясь психологом по образованию, Ольга Леонидовна при поддержке группы единомышленников, сумела создать один из самых психологическии грамотных экспериментальных учебных комплексов по русскому языку.

Публикацию материалов О.Л. Соболевой, которые знакомят с самими учебниками, а так же теми психологическим и дидактическими принципами, которые были положены в их основу, мы предваряем фрагментами из отзывов ученых - методистов, психологов, медиков, а так же  строчками из писем учителей, которые работают или хотят работать по новой методике. Но сначала - несколько вопросов к автору.

 

Ольга Леонидовна, о ваших учебниках рассказывают много необычного. Их называют учебниками нового поколения, поскольку помимо того, что они формируют грамотность, орфографическую интуицию, они еще и развивают ребенка в самом широком понимании этого слова. За счет чего это происходит?

Эти учебники действительно другие. В них реализуется принцип развития, и я отношусь к этому как  к сверхважной задаче. Потому что хочется не просто научить ребенка каким-то операциям, а, образно говоря, "раскачать" его  мозг,  научить его генерировать новые идеи. Только при таком условии мы препятствуем формированию стереотипов, штампов, инерции мышления, которые по существу становятся причиной очень многих бед и в жизни человека и в жизни общества как в социальном, так и в психологическом смысле.

Когда я просматривала учебники, которые идут по линии развивающего обучения, поняла, что если обобщить все, что там есть, то развитие сводится к тому, что идет обучение нескольким конкретным интеллектуальным операциям: сравнить, доказать, сделать вывод, обобщить, построить таблицу.

Но, к сожалению там нет главного, того, что действительно определяет развитие:  как научить ребенка по-разному смотреть на одно и тоже, отвечать на нестандартные вопросы, соотносить свои знания, информацию, которая у тебя есть с вопросами, которые формулируются каждый раз по-новому, каждый раз видеть что-то неожиданное в привычных предметах, ассоциировать, видеть связи между разными предметами.

А каким образом вым удалось реализовать  мечту всех психологов и педагогов, резко повысив у  детей учебную  мотивацию?

Особенность этого учебника состоит еще и в том, что мы занимается коррекцией мотивации к обучению, т.е. в нем реализован принцип добровольного учебного действия. Там огромное количество факультативных, добровольных заданий. И даже основные задания представлены как  добровольные.

Мы рассчитывали все, вплоть до того, что включали специальные эмоциональные слова и создали такой эмоциональный тонус, что ребята с охотой выполняют все задания. Мы сами такого не ожидали. Оказалось, что практически 100% детей, выполняют все задания, которые начинаются со слов "если хочешь, если можешь, если есть настроение, если не слишком устал, если тебе нравится". Более того, это привело к уменьшению порога утомляемости детей. Поскольку когда ты делаешь задание и знаешь, что можешь остановиться в любой момент,  даже не дописав до точки, то ты не устаешь, а если устаешь, то не так быстро. Единственным мотивом обучения стал интерес, можно даже сказать - интеллектуальное удовольствие, наслаждение, которое ребенок испытывает просто от процесса обучения.  И дело здесь совсем не в том, что в учебнике много различных веселых персонажей - это просто форма, которую можно наполнить самым серьезным содержанием. Тогда ребенок получает удовольствие именно от процесса познания, которое происходит в такой форме. В результате многие дети даже просят дополнительных уроков русского языка.

Как Вам удается поддерживать постоянный интерес ребенка к учебе?

Наши учебники очень красочные, занимательные и веселые. К сожалению, часто бывает так, что когда видят учебники, где много смешного, много шуток, много юмора, много сказок, стихов и картинок, то считают, что научности там мало. Здесь действует определенный стереотип: раз это несерьезно, то это примитивно, упрощенно.

На самом деле материалы в наших учебниках колоссальные. Я имею в виду объем и глубину проникновения в конкретные темы. Мы даем детям очень серьезный материал, вплоть до некоторых элементов чуть ли не вузовской программы, но в занимательной и доступной для них форме. Мы стараемся  все время "держать открытыми" эмоциональные каналы ребенка. Ведь, если они "захлопнутся", то он многое не услышит, не поймет. Зато любой, достаточно  сложный материал, преподнесенный в доступной, прозрачной, ясной, естественной для ребенка форме, воспринимается просто и осмысленно.

Насколько я знаю, это первая попытка создать "двуполушарные" учебники, за счет чего появилсяся шанс  успешного обучения даже у  левшей. Так ли это?

Да, безусловно. Ведь человеческий мозг имеет два полушария. Одно из них связано с логическим началом, а другое - с образным, художественным. Путь к гармонии лежит через слияние двух этих начал. Но сложилась парадоксальная ситуация: все школьные учебники апеллируют практически только к логическому мышлению, только к левому полушарию.

Правое полушарие мозга, которое несет в себе колоссальные возможности, используют не более чем на  10%. Хотя  так важно и так естественно задействовать в процессе обучения "на равных", параллельно, оба полушария мозга! И вот родилась идея, которая поначалу казалась почти фантастической, - органично соединить в учебнике два подхода: логический и ассоциативно-образный.

 А можно в двух словах рассказать, как можно этого добиться?

Мы попытались рассмотреть каждую тему, каждое понятие как бы "в свете двух прожекторов", поместить его в точку пересечения двух лучей - логического и образного, от левого полушария и от правого, то есть выстроить учебный материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к образному мышлению. Тогда возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать стереоскопическим эффектом. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются. Причем в выигрыше оказываются и "левополушарные" дети: ведь они тоже обделены школьной системой, которая эксплуатирует то, что они умеют, и почти не помогает им расширить свои возможности и "увидеть" мир правым полушарием мозга...

 Это принципиально новая методика?

Да, хотя мы чаще говорим "другая" методика. Я сейчас поясню. Логическая основа изучения языка разрабатывалась в различных методиках в течение столетий. На этом пути у школы огромный опыт. А вот ассоциативная методика - дело все еще новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает вхождение в тему через художественный образ, а значит, обращение к словесной и графической метафоре. Другими словами, необходимы образ-слово и образ-картинка. Что же касается органичного соединения этих двух подходов, то по сути оно действительно рождает качественно новую методику. Условно мы назвали ее адаптивной, поскольку она помогает каждому ученику более гармонично и адекватно воспринимать окружающий мир,  максимально адаптироваться к процессу обучения.

Ольга Леонидовна, с какой реакцией на ваши учебники чаще всего приходится  сталкиваться?

Реакция бывает разная, но только не безразличие, и это меня очень радует. Это значит, что учебники состоялись. Интересно, что очень многие люди видят в них пересечение разных направлений, о которых мы даже не думали, создавая эти учебники. Специалисты по ТРИЗ находят в них элементы комплексного применения этой теории, те, кто занимается "педагогическими мастерскими", открывают в них много общего с "мастерскими". Оказывается, в них есть и приемы эйдетики, и основы психотренинга, и многое другое. Нам пишут, например, из школ Монтессори, из Центра лечебной педагогики, пишут те, кто занимается развитием креативного мышления, психиатры, нейрофизиологи, которых волнует судьба правополушарных детей. Мы и не подозревали, что у нас столько единомышленников, что столько людей ищут в том же направлении, что и мы.

Я уже давно порываюсь спросить. Вы все время говорите "в наших учебниках", "когда мы создавали учебники"... Кто это "мы"?

Мне бесконечно повезло: вместе со мной работает самый талантливый иллюстратор детской книги из всех, кого я знаю, автор экспериментальной программы развития детского творчества, - Лариса Вениаминовна Вольницкая. Она не просто художник, а художник-интерпретатор. Без ее солнечной фантазии и удивительного дара в каждом рисунке играть с ребенком не было бы этого учебника. Ассоциативная интерпретация - очень тонкая вещь, и я благодарна судьбе за такой подарок. Нет ничего дороже понимания. А еще рядом с нами все время был Максим Толстокоров, наш макетировщик и дизайнер - тоже фантастически талантливый человек.

На каких детей рассчитаны  ваши учебники?

На всех без исключения: с преобладанием логического мышления и с преобладанием образного; для вундеркиндов; обычных детей и детей с задержкой интеллектуального развития. В этих учебниках заложена идея вариативности. Наш учебник как бы совмещает  в себе несколько учебников, или, другими словами, он многослойный, многоуровневый - разный для разных учеников. При этом учебник должен стать развивающим для каждого из них.

Как "вписываются" в грядущую школьную реформу ваши "двуполушарные" учебники?

Реформа сделала двуполушарный поход еще более актуальным. Совершенно очевидно, что чем младше ребенок, идущий в школу, тем нужнее ему наглядность, образность, любые элементы, работающие на правое полушарие. Достаточно сказать, что мы использовали специальные приемы, позволяющие "держать" эмоциональные каналы ребенка все время открытыми, чтобы восприятие было глубоким и емким, а усвоение прочным. В семь лет это крайне важно, а в шесть без этого вообще нельзя учить качественно.

Так и хочется спросить: а что же это за приемы?

Например, мы вводили в текст через определенные промежутки слова с эмоциональными значениями, которые не позволят этим каналам "захлопнуться". Но это уже не объяснить в двух словах. Я очень признательна вашей газете за предложение подробно рассказать о нашей методике и об учебниках. В них действительно много необычного. Одна только работа по развитию орфографической интуиции заслуживает отдельного разговора. А ведь есть еще и новый подход к орфографическому правилу, и "другие" приемы запоминания словарных слов, и абсолютно иная система развития речи, иные формы повторения, методическая наглядность внутри учебника и многое-многое другое.

Будем ждать Ваших материалов. Но еще один вопрос прямо сейчас. Ваши учебники - экспериментальные. Где проходит эксперимент?

Всех мест я просто не знаю. На днях, например, звонили из города Балашиха Московской области. Оказывается, там есть классы, которые уже два года учатся по этим учебникам. Но прежде всего это Санкт-Петербург, Гатчина, Петергоф, Тихвин, Таганрог, Карелия, Вологда и Вологодская область, есть несколько школ и в Москве. Для обучения я провожу семинары, где мы очень подробно с учебниками в руках моделируем уроки, разбираемся в материале, учимся новой методике. Это очень важно.

Кроме того, к ним есть методички. Но они не представляют собой классические разработки уроков, потому что эти учебники рассчитаны на творческого учителя. Это рекомендации, которые рассказывают, как максимально использовать каждый фрагмент учебника для детей разного уровня, разного класса и т.д.

Все ли в вашей работе складывается так, как  бы вам хотелось?

К сожалению, это далеко не так. При громадном спросе на учебники, есть большие проблемы с их переизданием, выпуском новых. Приходит очень много писем от людей, которые хотят работать по нашей методике, но, к сожалению, не могут найти учебников: из Твери, Тамбова, Самары, Тюмени, Коврово, Новомосковска, Тольятти, Новосибирской области, из других городов.

Ольга Леонидовна, будем надеяться что публикация в "Школьном психологе" не останется незамеченной, ситуация в конце концов  изменится к лучшему и все, кого интересует ваша методика, смогут принять участие в эксперименте, побывать на ваших семинарах, найти учебники.

Беседовала Ольга Решетникова


  к началу страницы


Образование
© 1997-2010, О.Л.Соболева, В.В.Агафонов

© 2001, Создание сайта и техническая поддержка:
InoStudio

На сайте использован иллюстративный материал художника Ларисы Вольницкой.

Хостинг предоставлен в рамках акции «Хостинг за идею» хостинг-провайдером HIGHWAY.RU


Хостинг
   от HighWay